Обычная версия сайта
Размер шрифта
A-
A+
Интервал
-
+
Цвет сайта
Ц
Ц
Ц

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
средняя общеобразовательная школа №2 г. Усмани Липецкой области имени героя советского союза м.п.константинова
Год основания1909 годЯзыки образованияРусский

Шахматный всеобуч

Шахматный всеобуч
Шахматный всеобуч

27 октября 2016 г.

Текст
Фото

 

 

Содержание

  1. Планируемые результаты …………………………………………………………………………………. 3 - 4

  2. Содержание программы …………………………………………………………………………………… 5 - 7

  3. Учебный план……………………………………………………………………………………………….. 8 - 14

  4. Календарно-тематическое планирование (2 «А»)

  5. Календарно-тематическое планирование (2 «Б»)

  6. Календарно-тематическое планирование (2 «В»)

  7. Календарно-тематическое планирование (2 «Г»)



  1. Планируемые результаты

Личностные:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, При поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

  • Наличие учебно – познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

  • Развитие творческого потенциала ребенка.

 

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • Осознавать границы собственных знаний и понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять познавательные задачи на усвоение новых знаний.

  • Принимать учебную задачу; понимать предлагаемый план действий, действовать по плану.

  • планировать свои учебные действия (самостоятельно, с одноклассниками, с помощью учителя) для решения учебно-познавательных, учебно-практических задач.

  • Проверять правильность выполнения действий, вносить необходимые коррективы в ходе решения поставленных задач.

  • Определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога.

  • Оценивать совместно с педагогом и другими обучающимися успехи своего учебного труда и труда одноклассников.

Познавательные УУД:

  • Понимать информацию, представленную в разных формах: словесной, схематической, условно-знаковой.

  • Ориентироваться в системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога.

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от педагога.

  • Делать выводы в результате совместной работы всей группы.

  • Сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур, сильная и слабая позиция, сила шахматных фигур.

  • Находить и формулировать решение шахматных задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста), учиться слышать, слушать и понимать партнера; уметь договариваться, вести дискуссию.

  • Планировать и согласованно выполнять совместную деятельность.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения, следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика), уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя.

 

Предметные:

К концу первого года обучения обучающиеся должны знать:

  • шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;

  • название шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;

  • правила хода и взятия каждой фигуры.

К концу первого года обучения обучающиеся должны уметь:

  • ориентироваться на шахматной доске;

  • играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

  • правильно помещать шахматную доску между партнерами;

  • правильно расставлять фигуры перед игрой;

  • различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

  • рокировать (делать рокировку);

  • объявлять шах;

  • ставить мат;

  • решать элементарные задачи на мат в один ход.


Содержание программы

Содержание теоретического раздела программы

Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Обучающиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски.  Большое место отводится изучению "доматового" периода игры.   На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске. 



Содержание практического раздела программы

1. Шахматная доска. Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.

Дидактические игры и задания

  • "Горизонталь". Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).

  • "Вертикаль". То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.

  • "Диагональ". То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.

2. Шахматные фигуры. Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

Дидактические игры и задания

  • "Волшебный мешочек". В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.

  • "Угадай-ка". Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, обучающиеся должны догадаться, что это за фигура.

  • "Секретная фигура". Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, обучающиеся по очереди называют все шахматные фигуры, кроме "секретной", которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: "Секрет".

  • "Угадай". Педагог загадывает про себя одну из фигур, а обучающиеся по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана.

  • "Что общего?" Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)

  • "Большая и маленькая". На столе шесть разных фигур. Обучающиеся называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.

3. Начальная расстановка фигур. Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило "ферзь любит свой цвет"; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.

Дидактические игры и задания

  • "Мешочек". Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.

  • "Да и нет". Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.

  • "Мяч". Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: "Ладья стоит в углу", и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать.

4. Ходы и взятие фигур. Правила хода и взятия каждой из фигур, игра "на уничтожение", белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.

Дидактические игры и задания

  • "Игра на уничтожение" – важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

  • "Один в поле воин". Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).

  • "Лабиринт". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и не перепрыгивая их.

  • "Перехитри часовых". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.

  • "Сними часовых". Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.

  • "Кратчайший путь". За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.

  • "Захват контрольного поля". Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника

  • "Защита контрольного поля". Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.

  • "Атака неприятельской фигуры". Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.

  • "Двойной удар". Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.

  • "Взятие". Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.

  • "Защита". Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.

  • "Выиграй фигуру". Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур.

  • "Ограничение подвижности". Это разновидность "игры на уничтожение", но с "заминированными" полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

5. Цель шахматной партии. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.

Дидактические игры и задания

  • "Шах или не шах". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.

  • "Дай шах". Требуется объявить шах неприятельскому королю.

  • "Пять шахов". Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.

  • "Защита от шаха". Белый король должен защититься от шаха.

  • "Мат или не мат". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю.

  • "Первый шах". Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.

  • "Рокировка". Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.

6. Игра всеми фигурами из начального положения. Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.

Дидактические игры и задания

  • "Два хода". Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами.


Учебный план

 

 

Тема раздела.

Тема урока

 

 

 

Содержание

 

 

 

Деятельность обучающихся

 

 

Результат

 

1

Первое знакомство с Шахматным  королевст-вом. Техника безопасности

Первое знакомство с игрой в шахматы. История игры. История создания шахмат.

Просмотр видеоряда о шахматах.

Учащиеся познакомятся с историей шахмат.

2

Знакомство с шахматной доской

Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные

Чтение и инсценировка дидактической сказки «Удивительные приключения шахматной доски».

Чтение и инсценировка дидактической сказки «Котята-хвастунишки»

Уметь правильно называть шахматные фигуры

 

3

 

Шахматная доска

Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали.

Дидактические задания и игры "Горизонталь", "Вертикаль"

Игра «собери доску»

Знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр

4-6

Знакомство с шахматными фигурами

Белые и черные.

Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король

Просмотр диафильма "Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат". Дидактические задания и игры "Волшебный мешочек", "Угадай-ка", "Секретная фигура", "Угадай", "Что общего?", "Большая и маленькая"

Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король

7

Начальное положение

Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: "Ферзь любит свой цвет". Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур

Просмотр диафильма "Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат". Дидактические задания и игры "Мешочек", "Да и нет", "Мяч"

Уметь правильно расставлять шахматы в начале игры

8

Знакомство с шахматной фигурой. Ладья

Место ладьи в начальном положении

Дидактические задания и игры "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь"

 

Знать где положение ладьи

9

Ладья в игре

Ход ладьи. Взятие. «Игра на уничтожение" (ладья против ладьи, две ладьи против одной, две ладьи против двух). "Ограничение подвижности"

Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защитаконтрольного поля"

Уметь правильно ходить и бить ладьей

 

 

 

10

 

 

 

 

Знакомство с шахматной фигурой. Слон

Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество

Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин","Кратчайший путь"

 

Знать где положение слона и как он ходит

11

Слон в игре

Легкая и тяжелая фигура. "Игра на уничтожение" (слон против слона, два слона против одного, два слона против двух). "Ограничение подвижности"

Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Зашитаконтрольного поля"

Уметь правильно ходить

12

 

Ладья против слона

Игра на уничтожение: (ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения).

Ограничение подвижности.

Термин "стоять под боем"

Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру". Дидактические игры "Захват контрольного поля»,"Защита контрольного поля"

Уметь правильно ходить и бить слоном

13

Знакомство с шахматной фигурой. Ферзь

 

Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие.

Ферзь - тяжелая фигура

Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь".

Просмотр диафильма "Волшебные

Знать положение ферзя

14

Ферзь в игре

"Игра на уничтожение" (ферзь против ферзя). Ограничение подвижности

шахматные фигуры. Третий шаг в мир шахмат". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля"

Уметь правильно ходить

15

Ферзь против ладьи и слона

«Игра на уничтожение» (ферзь против ладьи, ферзь против слона, ферзь против ладьи и слона, сложные положения). "Ограничение подвижности".

 

Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие","Выиграй фигуру". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля"

Уметь правильно ходить и бить ферзем

16

Знакомство с шахматной фигурой. Конь

 

Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие

 

Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», "Один в поле воин","Кратчайший путь"

Уметь правильно расставлять коней

17

Конь в игре

Конь - легкая фигура."Игра на уничтожение" (конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух). "Ограничение подвижности"

Дидактические игры "Захват контрольного поля"

Уметь правильно ходить буквой «Г»

18

 

Конь против ферзя, ладьи, слона

"Игра на уничтожение" (конь против ферзя, конь против ладьи, конь против слона, сложные положения). "Ограничение подвижности"

Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру". Дидактическая игра "Захват контрольного поля"

Уметь правильно ходить и бить конем

19

Знакомство с пешкой

Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая,ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие

Дидактические задания "Лабиринт", "Один в поле воин»

Знать положение пешки и как она ходит

20

Пешка в игре

Взятие на проходе. Превращение пешки. Пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух, многопешечные положения

Дидактические задания "Лабиринт", "Один в поле воин»

 

 

Уметь правильно бить пешкой

 

 

 

21

Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона

"Игра на уничтожение" (пешка против ферзя, пешка против ладьи, пешка против слона, пешка против коня, сложные положения). "Ограничение подвижности"

Дидактические задания: "Перехитри часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита"

 

Уметь правильно ходить и бить пешкой, превращение пешки

 

22

Знакомство с шахматной фигурой. Король

 

Место короля в начальном положении.

Ход короля, взятие.

Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя

Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитричасовых", "Один в иоле воин", "Кратчайший путь". Дидактическая игра "Игра на уничтожение" (король против короля). Чтение и инсценировка сказки "Лена, Оля и Баба Яга"

Знать положение короля

23

 

Король против других фигур

"Игра на уничтожение" (король против ферзя, король против ладьи, король против слона, король " против коня, король против пешки). "Ограничение подвижности"

Дидактические задания "Перехитри часовых1', "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие".Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля"

Уметь правильно ходить и бить королем, сила короля

24

 

Шах

 

Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой.

Защита от шаха.

Открытый шах.

Двойной шах

Дидактические задания "Шах или не шах", "Дай шах", "Пять шахов", "Защита от шаха".Дидактические задания "Дай открытый шах", "Дай двойной шах". Дидактическая игра "Первый шах"

Шах – нападение на короля

25-26

 

 

 

Мат

 

 

Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой.

Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой (простые примеры)

 

 

 

 

 

 

Дидактическое задание "Мат или не мат"

 

 

 

Мат – завершение игры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

27-28

Ставим мат

Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур

Дидактическое задание "Мат в один ход".Дидактическое задание "Дай мат в один ход"

 

Уметь ставить мат в один ход

29-30

Ничья, пат

Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат

Дидактическое задание «Пат или не пат»

Предложение ничьи или попасть в пат

31-32

 

Рокировка.

Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки

Дидактическое задание "Рокировка"

Уметь делать рокировку

33-34

Игра всеми фигурами из начального положения

Дидактическая игра "Два хода".

Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию). Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения.Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения.

Уметь играть всеми фигурами из начального положения

35

Повторение изученного материала

Шахматный турнир

Обучающиеся играют попарно

Выявление лучших обучающихся, усвоивших материал











 

 

 

 

 

 

 

 

Выводить нормативные документы:

Подпишитесь на рассылку новостей